04.06.2010

Louisiana, Museum of Modern Art. Copenhagen



Музей современного искусства Луизиана расположен в 35 километрах на север от Копенгагена в местечке Humlebжk
до которого можно добраться по шоссе E47 / E55, или по дороге на Strandvejen вдоль залива Зунд (Sound).
Если вы едете на машине, то вам придется ее оставить на стоянке в Humlebжk Centre, и пройти минут десять пешком до музея.





В Луизиану можно добраться на поезде, тогда на вокзале в Копенгагене имеет смысл брать специальный билет Humlebжk/Louisiana, в который входит дорога туда-обратно и входной билет в музей.

Музей Луизиана открыт ежедневно, без выходных дней, круглый год (кроме Рождества 24, 25 декабря и Нового Года - 31 декабря) с 10.00 до 17.00, в среду - с 10.00 до 22.00.



Стоимость взрослого билета - 60 крон (примерно $ 7,5), для пенсионеров и студентов 52 кроны, для детей (от 4 до 16 лет) 20 крон. На некоторые выставки входной билет стоит дороже.

Во многих музеях Дании можно увидеть образцы датского и европейского классического и современного искусства. Тем не менее, музей Луизиана занимает особое место.

Изначально этот уникальный музейный комплекс был задуман для того, чтобы разместить коллекцию современного искусства, собранного коллекционером и меценатом Кнудом Йенсеном (Knud W. Jensen). Строительство началось в 1956 году.
Исходной точкой была вилла, построенная в традиционном стиле за сто лет до этого - в 1856 году - в поместье под названием Луизана.

Решающую роль в формировании образа музея сыграл окружающий ландшафт - идиллические лужайки, старый парк,
маленькое озеро и вид на залив Зунд. Архитекторы Йорген Бо и Вильгельм Волерт (Jшrgen Bo и Vilhelm Wohlert)
хотели максимально сохранить природную среду, так что прежде чем начать делать эскизы они в течение нескольких месяцев
"наблюдали" местность. Они изучили буквально каждую пядь земли, решая какое именно дерево следует сберечь,
и как в течение светового дня лучи солнца постепенно движутся по участку.

В результате первыми были построены три небольших павильона, соединенные с уже имевшимся зданием стеклянными коридорами.

Одновременно росла и расширялась коллекция музея. Поэтому, когда первый этап был закончен, выяснилось, что павильоны, которые вполне подходили для размещения собственно коллекции, явно не годятся для проведения крупных выставок, (а Луизиана многие годы с успехом принимает у себя выставки крупнейших художников мира). Поэтому в 1966 и 1971 гг. были добавлены специальные выставочные залы.

Позже - в 1982 году - было пристроено южное крыло, где, наконец, обосновалась постоянная коллекция музея, которую раньше, зачастую, из за недостатка места периодически приходилось прятать. Кроме того, в 1991 году было добавлено крыло для разделов рисунка и графики , которое замкнуло "венок" музейных зданий.

Надо отдать должное, этот постепенный рост происходил всегда сравнительно незаметно, на периферии парка, не создавая неудобства для посетителей, кроме того, у архитекторов было значительное преимущество: они использовали опыт, накопленный на ранних этапах.

За тридцать с лишним лет строительства музея изобразительное искусство очень изменилось. Небольшие холсты и скульптуры сменили огромные полотна и объекты. Если здания, построенные к 1958 году, имели невысокие потолки, что вполне годилось для своего времени, то архитектура, дизайн, а также материалы и технологии более поздних построек отражали процесс развития, изменяясь в соответствии с новыми направлениями в изобразительном искусстве.



Вокруг южного крыла рельеф местности резко меняется, и снаружи кажется, что постройки поднимаются по склону , однако внутри уровень пола остается неизменным, поэтому высота потолка резко увеличивается. Встроив здание внутрь холма, архитекторы, во-первых, зрительно его уменьшили, а во-вторых, создали ощущение простора, и безмятежного покоя, предоставив произведениям максимальное количество льющегося сверху дневного света .

Снова и снова архитекторы решали задачу - создать внутри помещения гармоничное взаимодействие между архитектурой и произведениями искусства, тогда как снаружи поверхности и объемы зданий находятся в постоянном "диалоге" с блестящим природным окружением.

Сейчас у музея прекрасная коллекция искусства 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, где представители Nouveau rйalisme такие как Арман, Жан Тенгли и Сезар соседствуют с художниками поп-арта - Роем Лихтенштейном, Робертом Раушенбергом, Энди Уорхолом, Клаесом Ольденбургом:



Кроме того, в коллекции есть произведения художников, создавших себе имя в 1960-е, но работавших в последующие десятилетия, в т.ч. Иозефа Бойса, Марио Мерца, Герхарда Рихтера, Сола Левитта. Хронологически за ними следуют датчане Киркеби и Норгард, австрийский художник Райнер и американцы - Хант, Бартон, Фишль, Серра. К ним добавились работы немецких художников А.Р. Пенка, Йорга Иммендорфа, Георга Базелица и Ансельма Кифера, а также итальянцев, в том числе Мимо Паладино. Также представлены инсталляции известных художников 1990-х Пипилотты Рист, Майка Келли и других.

Кроме того, в Луизиане выставлена внушительная коллекция скульптуры. Ее центром являются 13 работ Альберто Джакометти .



Часть из скульптур расположена в парке таким образом, чтобы она соотносилась с определенным разделом и была видна из музея, тогда как остальные особенно крупные экземпляры, которым необходимо большое пространство вокруг располагаются в парке, относясь скорее к деревьям, траве и воде - это произведения Жана Арпа, Александра Кальдера, Макса Эрнста, Хуана Миро и Генри Мура.



Хотя у каждого музея своя история, но, как и многие другие музеи современного искусства, Луизиана была задумана как противоположность классическому художественному музею, такому каким он был в XIX веке. Это удавшаяся попытка создать новый тип музея, где равное значение имеет собственная коллекция, выставки и активная работа с публикой. Под одной крышей с традиционными формами изобразительного искусства (графикой, живописью и скульптурой, а также инсталляцией, объектом, видеоартом и т.д.) здесь соседствуют кино, архитектура, прикладное искусство, музыка и литература, максимально расширяя, таким образом, зрительскую аудиторию. Конечно, для Луизианы изобразительное искусство всегда будет основным направлением, однако в музее считают, что дополнительные формы активности помогают, обогащают и расширяют горизонты работы музея. Многие годы в Луизиане проходят концерты, показывают фильмы, ставят спектакли, проводятся дискуссии, встречи и семинары:

Отдельное крыло музея (построено в 1994 году) целиком предоставлено детям. По пятницам и выходным там проходят занятия, кроме того, два раза в год проводятся классы (4 класса по 10 уроков для детей от 4 до 15 лет, стоимость класса около $ 85), а также специальные курсы для воспитателей и учителей (стоимость около $ 25).



Музей Луизиана устроен так, что можно обойти его весь по кругу, спускаясь и поднимаясь по ступенькам, минуя наполненные светом коридоры. Однако из каждого здания есть несколько выходов, расположенных в разных уровнях. Так что если вы устали, если с вами случился приступ "музейного переутомления", вы всегда можете выйти на лужайку, обращенную к морю, выпить кофе на террасе музейного кафе, пообедать в ресторане или углубиться в парк .



Энни Лейбовиц - одна из самых известных современных фотографов. Ее портреты культовых фигур - от художника Энди Уорхола, обнаженного Джона Леннона, обнимающего полностью одетую Иоко Оно (сделанного буквально за несколько часов до его смерти, до парного портрета актрисы Изабеллы Росселини и режиссера Дэвида Линча (Isabella Rosselini and David Lynch) - сформировали образ американской поп-культуры последней четверти XX века.

Энн Лейбовиц работала для журналов Life, Vogue, Esquire, Time Magazine и Newsweek.

Сейчас она главный фотограф журнала Vanity Fair, где создала собственный стиль фотопортрета - в том числе ей принадлежит скандально известный портрет беременной актрисы Деми Мур (Demi Moore), которая снялась обнаженной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий