01.06.2010

Lorenzo Lotto


Итальянский живописец Позднего Возрождения. Работал в Тревизо, Венеции и области Марке, Риме (1509) и Бергамо (1513-1526). В ранних работах Лоренцо Лотто заметно влияние Джованни Беллини и Антонелло да Мессина. Работая в округе Марке, художник сблизился с творчеством Луки Синьорелли и Мелоццо да Форли. Ранние работы Лотто связаны еще с традицией кватроченто. Наиболее близким к большим гуманистическим идеалам Высокого Возрождения является ранняя работа Лотто «Портрет юноши» (1505), отличающийся также непосредственной жизненностью восприятия модели. Широко известные алтарные и мифологические композиции зрелого Лотто обычно сочетают внутреннюю вялость чувства с довольно внешней красивостью композиции. Их холодноватый колорит и общая ровная «приятная» фактура тоже, в общем, достаточно банальны и близки стилистически маньеризму. Отсутствие глубокой мысли и чувства восполняется иногда очень остроумно введенными бытовыми деталями, на изображении которых охотно сосредоточивается художник. Так, в его «Благовещении» (конец 1520-х; Реканати, церковь Санта Мария сопра Мерканти) зритель дает себя отвлечь от беспокойно трактованных главных фигур к занятно изображенной испуганной кошке, метнувшейся в сторону от внезапно влетевшего архангела.

В творчестве Лотто, работавшего в эпоху кризиса искусства Возрождения, своеобразно переплелись традиции венецианской и ломбардской школ, живописи Рафаэля, Корреджо, мастеров Германии и Нидерландов. Его работам (фрески в оратории Суарди в Трескоре, 1524; алтарь святой Лючии, 1532, Коммунальная пинакотека, Ези; портрет юноши, 1506-1508, Музей истории искусств, Вена) присущи эмоциональная напряженность и экзальтированность образов, острая выразительность в трактовке персонажей, деталей обстановки, пейзажных фонов, разнообразие композиционных решений, изысканность звучного колорита. В религиозных композициях и портретах («Мадонна с младенцем, ангелом и святыми», 1528, Музей истории искусства, Вена; «Андреа Одони», 1527, Королевское собрание, Хэмптон Корт; «Дама в образе Лукреции», 1533, Национальная галерея, Лондон) Лоренцо Лотто сочетал остроту характеристик с эмоциональной напряженностью.

Сохранилась книга расходов Лоренцо Лотто, которая показывает, что творческий путь художника был нелегким и не принес ему финансовой удачи. Одаренный портретист, мастер, способный вдохнуть жизнь в трактовку различных сюжетов, он уехал из родной Венеции и работал в различных городах Северной Италии. В последние годы жизни Лотто нашел приют в монастыре.




































Комментариев нет:

Отправить комментарий