30.05.2011

Willem Claesz Heda

[st+l+634.jpg] 
Хеда, Виллем Клас (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594,  Харлем — 24 августа 1680/1682, там же) — голландский живописец, мастер натюрморта.

Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, и обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь.
Карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов,
но затем полностью переключился на натюрморты.

В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение.
Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными:
горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой
строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили
параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна;
предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом),
располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря,
ontbijt’ом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ
окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные
радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.

Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители
такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.
Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды,
как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось
в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц,
а не сельди и т. п.

К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 г.
он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 гг.)
избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом.

Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем.
Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере.
Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.

Мастер умер около 1680 г. в Харлеме. Влияние его на других художников было значительным.
Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.




Breakfast Still-Life
1637
Oil on wood, 44 x 56 cm

Breakfast Table with Blackberry Pie
1631
Oil on wood, 54 x 82 cm




Breakfast of Crab
1648
Oil on canvas, 118 x 118 cm

Still-Life with Gilt Goblet
1635
Oil on panel, 88 x 113 cm



Ham and Silverware
1649
Oil on wood, 97 x 80,5 cm


Still-Life
1651
Oil on panel, 69 x 56 cm


Still-Life
1649
Oil on panel, 59,8 x 79,4 cm


Still-Life
1657
Oil on canvas, 52 x 74 cm

Still-Life
1651
Oil on wood, 99 x 83 cm


Still-Life
1637
Oil on wood, 52 x 74,2 cm


Still-Life
1632
Oil on oak panel, 59 x 76 cm


Still-Life
1657
Oil on canvas, 52 x 74 cm


Still-Life
c. 1634
Oil on panel, 44 x 68 cm


Still-Life
c. 1636
Oil on panel, 58,5 x 79 cm


Still-Life with Pie, Silver Ewer and Crab
1658
Oil on canvas, 103 x 123 cm


Still-Life with Olives
1634
Oil on panel, 58,5 x 83,4 cm


Still-Life
1632
Oil on canvas, 44 x 51,5 cm


Комментариев нет:

Отправить комментарий